Минусы Болонской системы образования в России

Просмотров: 44631Комментарии: 33
ОбразованиеВысшее образование

Один из новейших проводников современной эпохи – это пресловутая Болонская система образования в ныне существующих ВУЗах. Про нее очень много спорят как в России, так и за ее пределами, всячески изучают, а затем анализируют плюсы, а также минусы. Однако когда мы вообще рассуждаем о Болонской системе, в первую очередь, мы должны задать самый главный вопрос: «Кому же на самом деле она выгодна? Кто в конечном результате от этого выигрывает, а также в чем вообще суть Болонской системы?» И уж точно эти вопросы нужно задавать не пресловутым чиновникам из министерства, поэтому безлимитной связью можно пока что приберечь. Для начала нужно разобраться в этом вопросе с самого начала. Теперь же давайте последовательно, шаг за шагом, разберемся во всех этих вопросах, и для начала подойдем к этому делу с практической стороны.

Болонская система образования по своей сути основывается на компетентностном подходе, когда непосредственное оценивание происходит по определенным кредитам или иначе – баллам. То есть учащемуся дали некие компетенции, которые на тот момент были важны, и если так случилось, что сейчас они уже не важны, что ж, приходится переучиваться заново. То есть опять вкладывать средства и учиться. Однако самое, к сожалению, главное, это то, что та основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавриата, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет. Их просто-напросто не учат учиться, ведь их готовят лишь в качестве некой определенной функции.

Второй, однако, не менее важный, аспект данной проблемы заключается еще и в том, что Болонская система обучения очень резко делит все на уровни. Ведь в своем идеале Болонская структура в целом – это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Однако зачастую, на практике, все это выливается в целых несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле уровень знаний, преподающихся там, сравним разве что с уровнем Профессионально-технического училища, то есть попросту ПТУ. И, по сути, это очень и очень слабое образование.

Кроме того, в теории, Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты по всему миру.  При этом у тех, кто так, все же, делает, такие поездки практически полностью совпадают с известными туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, или все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так не проводят в этом месте весь свой учебный семестр. Так, к примеру, если какой-либо студент из Праги приезжает в Оренбург, то в самом лучшем случае он проведет здесь месяц и после этого вернется в свой комфортный город. И это, в результате, дело туризма – здорового туристического интереса. То есть набираются прямые номера телефонов, узнается самый лучший маршрут и путешествие начинается. И продолжается до тех пор, пока не пропадет желание. Или силы. Или средства. И для современной России, это один из дополнительных минусов данной системы.

Еще одна сторона вопроса и очередной минус – оценивание студентов. Что же представляет собой данная система оценивания? У всех учеников в ВУЗах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, то есть так называемые обязательные баллы, но вот остальные оценки они уже должны набрать исключительно основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь энное количество баллов, то практически любой среднестатистический учащийся пойдет, разумеется, по пути наименьшего сопротивления.

Современный студент уже даже книгу с полки поднять не изволит – ведь читать уже никак не модно. На какие же, поэтому, занятия он в результате пойдет? Правильно, на наиболее простые курсы, и уж совершенно ясно, что он вряд ли будет записываться на те направления, где у профессуры непосильно высокие требования. Так Болонская система и будет продолжать вымывать, выбивать из обоймы наиболее серьезных и требовательных профессоров, оставляя студентам лишь легкие курсы, однако тем самым лишь понижая уровень их образования.

Еще один немаловажный момент касательно кредитов данного типа образования, это то, что возможна совершенная фрагментарность в наборе баллов по совершенно разным конкретным курсам и дисциплинам в целом. Это вот с чем можно с легкостью сравнить. К примеру, набираются баллы по дисциплине древняя история, и студент идет на факультатив и слушает некоторое время курс под названием, к примеру, «монеты династии Хань». Однако в результате, кроме монет династии Хань этот студент абсолютно ничего в древней истории не знает. Но кредиты уже набраны и дисциплина древняя история в зачетке закрыта. И таких вот оторванных лоскутков, притянутых отовсюду, становится слишком много.

У студента, к сожалению, нет представления о целом. Как нет у него и той мировоззренческой основы, которая так необходима в знании собственного дела и в жизни вообще, и это лишь означает, что таким учащимся, а в последствии работником очень легко манипулировать. Ну а поскольку такой студент мало чего знает, его профессия быстро может устареть, и тогда ему нужно будет опять идти и переучиваться.

По сути, Болонское образование – это настоящая бомба замедленного действия. Вот только это еще и бумеранг, и дело в том, что когда верхушка начинает ломать образование и, соответственно, занижать общий уровень нации – к их же детям это и возвращается бумерангом.

По материалам www.corporacia.ru

Ссылки в тексте на правах рекламы.

Комментариев: 33 RSS

2 Васильевич 08-04-2012 16:48

Пафос непонятный какой-то. С другой стороны, 99% учебников для нашей высшей школы писались на Марсе, как, кстати, и методичек для школы. Средние учащиеся были не в состоянии за учебный период всё это поднять, но вид со стороны был что надо. Теперь болонская система в качестве реакции на гарантированное и воспроизводимое состояние учащихся как, скажем, весьма мягко, йоддефицитную хроническую недостаточность опять кого-нибудь да не устраивает.

Логически выстраиваемый третий путь - пинка под зад всем, кто не соответствует духу и букве образования начиная с 16 лет, - вызовет опять крик о недемократизме недемократического образования. И т.д. Разве не интересно?

3 Левый 08-04-2012 17:38

Болонская система и на Западе вызывает критику. А уж для нас она прямо вредна. Здесь опять-таки основная идея в том, чтобы учить поменьше и подешевле. Хорошее образование масс нашей элите не нужно. Кроме того, будет барьер для тех, кто захочет продолжать учиться в магистратуре. Прежде всего финансовый. Чтобы выходцы из "черни" отсеялись.

4 Васильевич 08-04-2012 19:46

Разве можно иначе научить 20 млн (или 80? млн) ?МОЖНО ПО-СОВЕТСКИ ВСЕМ ДИПЛОМЫ ВЫДАТЬ БЕЗ СВЯЗИ С ОБУЧЕННОСТЬЮ, НО ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ПЕСНЯ!

5 Петр Иванович 08-04-2012 21:13

Наши вуз давно превратились в отстойники для дебилов, в институт социального призрения для нежелающих ни учиться, ни работать недорослей. Поэтому болонская ли система, советская ли в данной ситуации непринципиально. Единственное, компетентностный подход делает практически невозможной оценку качества обучения - компетенции неизмеряемы, в отличие от ДЕ. Поэтому переход на болонскую систему закрепит дисфункцию высшей школы на многие, многие годы ...

6 Аноним 09-04-2012 10:18

Васильич ненавидит советские дипломы - а сейчас ВУЗовское образование лучше? Да окстись ты. Научные школы разрушены, у ассистентов на кафедрах вообще один интерес: гибкий график работы, отпуск летом. И все!!!

7 Васильевич 09-04-2012 16:55

Прошу в дурацком цитировании комментария выше советские дипломы понимать как фальшивые дипломы, в этом смысле чувствуется, что свою логику и понятийные умения в комментарии 6 выше от 2012-04-09 в 10:18:40 | Аноним показал яркий представитель советского диплома. А зовут его На-На?

8 Аноним 09-04-2012 20:49

Васильевич,у Вас диплом Кембриджского или Гардвардского университета?

9 Васильевич 09-04-2012 21:22

Не надо прикидываться любопытной глупой старой бабой с математическим уклоном. С советским дипломом ЛГУ (заочно).

10 Аноним 09-04-2012 21:38

Латвийский государственный университет имени Петра Стучки?

11 Стукачдоносчик 09-04-2012 21:50

Отымаешь хлеб, паскуда?

12 Никита 13-05-2012 21:53

Я согласен со статьей.

Ну а с другой стороны: я за то, чтобы высшее образование было элитарным. Получается, сейчас хорошее образование тоже элитарное, но все зависит от самих студентов и их желания получать как можно более обширные знания. Раньше этим заведовали учебные заведения и не все в них шли. А теперь идут многие, качестве не очень хорошее, но все же, те, кто хочет получить знания, их получит самостоятельно. Так появится новая интеллектуальная элита.

Мне кажется, весь вопрос в ценностях современного общества - какие умения ценны и какая информация. Нам нужны функционалы или мыслители? Я думаю, современная Россия делает ставку на первых.

13 Васильевич 18-05-2012 00:06

Вернитесь к психофизиологической реальности: категорически нельзя линию умный/дурак проводить по профессиональному признаку. Встречаются и рабочие умные, и доктора наук - с менталитетом олигофренов в детстве.

Болонская система нехороша, а у нас - вдвойне, потому что ее начали не с детских садов, а почему-то ... сразу с вузов!

Неспециализированные дети пришли в обезглавленные вузы танцевать по две пары в неделю перуанские танцы. Это не шутка.

14 Аноним 02-07-2012 17:58

Цитата: Не надо прикидываться любопытной глупой старой бабой с математическим уклоном. С советским дипломом ЛГУ.

Васильевич, а ссылку на свою "музу" выдать можете? Потому как я тоже любопытная, немолодая, с математическим уклоном и с заочной магистратурой бывшего ЛГУ. Правда на этом сайте я в первый раз...

15 Аноним 03-07-2012 17:16

Современная Россия делает ставку на вхождение в ВТО по его правилам, выполняя все требования. Поэтому, нам надо быть готовыми жить как негры в Париже: без образования, без профессии, без права на жизнь. Но только это будет здесь, на нашей родине. Здесь, где мы родились, но не пригодились...

А Васильевич - с--а

16 Васильевич 03-07-2012 19:19

Спасибки за посильно демонстрированный культурно-образовательный! Иного и не ждал.

17 Комментатор 1123 15-03-2013 17:44

У нас такого нет. Хотя рейтинг существует, но не все этой схемой пользуются. Мне она выгодна. А несогласные... ну что же, дело ваше.

18 Александр 27-02-2016 00:57

Я работаю курьером и собираю деньги из платежных терминалов. Несколько из низ находятся в здании московского университета. Я заметил, что русские студенты ходят по зданию с рюкзаками и тубусами, а кавказцы без ничего, и даже руки из карманов не вынимают. Неохота. Чему они там могут научится? Какая им нафиг болонская система?

19 Mr Bex 23-07-2016 17:48

Все зависит от вас дорогие студенты!

Захотите быть востребованными на рынке труда и найти свое место под солнцем-

будете учиться и сами себя заставлять. Надо значит надо...

Не обязательно же ведь, чтобы кто-то каждый раз давал "пинок под зад".

Здесь нужна осознанность и крепкая сила воли)

20 Васильевич 26-07-2016 20:55

У вас мажорность зашкаливает.

Нормальный человек не станет считать, что все зависит только от самих студентов.

21 Aleksey 24-03-2018 02:22

когда верхушка начинает ломать образование и, соответственно, занижать общий уровень нации – к их же детям это и возвращается бумерангом.

Не учли один момент, что их дети живут за границей, поэтому это на них ни как не скажется.

22 Aleksey 24-03-2018 02:24

Mr Bex19

2016-07-23 в 17:48:19

Все зависит от вас дорогие студенты!

Захотите быть востребованными на рынке труда и найти свое место под солнцем-

будете учиться и сами себя заставлять. Надо значит надо...

Не обязательно же ведь, чтобы кто-то каждый раз давал "пинок под зад".

Здесь нужна осознанность и крепкая сила воли)

Ну не дурачек ли?

23 Васильевич 24-03-2018 19:42

Полный.

С продемонстрированной за 6 лет полной необучаемостью. Даже остаточной. Жертва очковтирательной советской педагогики всеобуча под российским пацанским дальнейшим псевдообразовательным прикрытием.

Словесные методы лечения даже в психиатрии не изолируются от прочих. А тут только они и даны по типу: ты не чукча, ты Иван Павлов, ты - Иван Павлов. Самогипноз псевдокачественности. Результат за окном.

24 Анатолий 06-12-2019 21:26

к болонской системе в высшем образовании отношусь с сомнением. Считаю, что по сравнению с классической советской системой высшего образования это шаг назад... Но это если ты собираешься работать в своей стране. Если же у тебя в голове есть острое желание уехать работать за рубеж, товполне возможно, что Болонья тебе meltn в самый раз. Там ты будешь востребован какое то время и если не будешь терять время даром, то может быть и будешь там работать и долше. От тебя зависит. Но у нас в России с этой Болоньей ты сразу же окажешься за кормой. Ведь к саморазвитию и самообразованию, имея Диплом Болоньи мы не приспособлены. Получил диплом и на века он один на все случаи жизни. Может и стоит что то взять из БС но лишь то, что касается докторских степенеЮ что бы облегчить связи с зарубежными специалистами, если это тебе как то по работе надо. Для остальных эта система вредна и опасна. Ведь легко можно оказаться на паперти без всякого образования ибо БС лишь начало этого образования и конца ему нет.

25 Елена 02-04-2020 13:57

Долгое время я работала в вузе. И наблюдала из года в год (период 2008 - 2016 гг.) отупение студентов, слава Богу, что не всех. Но с годами %% тугодумов растёт неумолимо. Они из школы приходят, словно впервые видят, как вычислять простые интегралы, им с 1го курса начинают напоминать математику, историю, рус.язык! Это ужас! Раньше, в советское время образование шло поступательно и систематизированно, всё переходило плавно от простого к сложному, были письменные и устные ответы, никаких вариантов, только вопрос или задача: ответ или решение. А сейчас в школах в образовании дурдом. Здесь в комментах кто-то сказал, что государству не нужны образованные люди, только элита должна быть образованной. Это самое страшное для страны, в которой были самые образованные в мире студенты ещё в советское время. Как модно так сейчас думать? Да вы в своём уме? А как же тогда будет развиваться прогресс в стране? Что будет потом, если народ отупеет? Это в итоге приведёт к общей деградации большинства населения. Только кучка будет жить и купаться в роскоши, а другая кучка, чуть больше, их будет обслуживать? - Мы опять скатимся во времена даже допетровские и то сложно сказать, а не будет ли хуже?

Я считаю, Болонская система в таком масштабе недопустима. Её можно в некоторой степени адаптировать, но на её основе наше образование строить нельзя ввиду нашего российского менталитета. Необходимо вспомнить советскую систему и на её основе строить наше российское образование, применяя новые знания. Необходимо, чтобы новая системы нашего образования была логически и системно выстроенная,качественная, ясная, чёткая, правдивая исторически, легко укладывалась в голове ученика.

26 Васильевич 02-04-2020 22:55

При советском образовании нельзя было двоек ставить и говорить правду об "образованных". У многих остался неправильный взгляд на свои четверки советского периода. Тройки, пятерки - id. ibid.

27 gala 03-04-2020 00:31

Ну, Васильевич, здесь я с Вами не соглашусь. Это сейчас нельзя двоек ставить, поскольку декан сразу задаст вопрос: "А вы зарплату получать хотите?"

28 Васильевич 03-04-2020 17:35

Я про массовую политехническую общеобразовательную среднюю школу - подарочек Крупской. Помню, в 1982 году собирались массово развернуть движение "Класс без троек" (т.е. и их запретить), но не сложилось.

Что до вузов, ножницы цены на труд между трактористом (400) и интеллигентом 120) навсегда убеждали первого, что он гегемон и, следовательно, правильно сделал, что положил на вуз. Оставшихся можно было не принять на вступительных или потом отчислить при весомых аргументах. То, что творится сейчас в вузах, напоминает грабли с обязательным средним образованием.

Как это, не наступить на грабли!!! Это не по-нашенски! И наступают.

Но тут свое слово скажет рынок. "Специалистики" получают цену "три копейки за пучок" или всю жизнь приплачивают за фальшивый диплом - дорога в никуда.

Думаете, почему боятся послевузовского ЕГЭ на глубину, так, лет на десять специалистов и бакалавров/магистров? Потому что 95% вузов придется просто закрыть. И доиграются со своей липой.

Гале - привет. Давно не виделись. Спасибо, что не разучились писать.

29 Анастасия 09-09-2020 15:52

Чонгук самый лучший❤️❤️❤️

Я хочу за него замуж

30 Мария 09-09-2020 15:53

Абсолютно согл с Анастасией!!

Всем пис✌️✌️✌️

31 Васильевич 25-10-2020 03:42

Жертвы болонского аборта порисовались - налетай, работодатель!

32 Комментатор 032 09-06-2022 00:34

Критика озвученных минусов:

1. О недостатке широкого кругозора у бакалавров.

Во-первых, поставлю под сомнение ценность "широкого профиля". На фоне отсутствия промышленной базы в России и отсутствия реальной нужды предприятий в выпускниках, последние 30 лет ВУЗы повторяют мантры, что мы "учим учиться" и что мы выпускаем "специалистов широкого профиля". На мой взгляд, в переводе на русский язык это означает признание, что ВУЗы выпускают никому ненужный полуфабрикат и доучить его до пригодного к работе состояния ВУЗы не в состоянии.

Во-вторых, общеобразовательные и общетехнические курсы, дающие так называемый кругозор, предлагаются на 1-2 году бакалавриата. Последний курс бакалавриата и вся магистратура посвящены углублению знаний специальности. Таким образом, бакалавры будут обладать таким же кругозором, как и традиционные студенты. Это не минус Болонской системы.

2. Проблемы международного обмена.

Состояние международного обмена зависят от денег, выделяемых министерством на обмен студентами, аспирантами, профессорами. Не минус БС.

3. Выбор легчайших курсов студентами.

Если студентам дозволяется закрывать учебные модули легчайшими курсами, то это целиком вина ученого совета ВУЗ или факультета. Предлагаемые курсы должны сопоставимы по сложности, должны иметь входные и предварительные требования к желающим. Ученый совет вправе не зачитывать непрофильные курсы и может требовать прохождения обязательных модулей. Академическая свобода не означает разрешение вседозволенности или попыток обмануть ВУЗ. Не минус БС.

4. Целостность представления.

Опять, это задача ученых советов ВУЗов и факультетов. Не минус БС.

-----------

БС дает (давала) возможность влиять на своё обучение в положительном смысле: можно переходить из ВУЗа в ВУЗ по понятным правилам, менять специальность на смежную (если выдержал конкурс), кроме того, лоботрясы и троечники отсекались входным экзаменом в магистратуру. Можно было делать перерыв после бакалавриата и получать опыт на производстве.

33 Васильевич 21-06-2022 02:57

Милый комментатор 32! Вы по своей природе и явно бакалавриату в образовании как основе рассуждений защищаете свой контекст и свой горизонт. Это правильно биологически, но совершенно ошибочно в научно-организационном плане.

Позволяющее поступать ЕГЭ на самом деле ничего не проверяет.

В сочинении по рус. яз. и литературе абитуриентов было по 3000 предметных ситуаций (от правильно расставленных знаков препинания, букв до предметно-логических компетенций, демонстрировался какой-никакой словарь, мог быть обнаружен широкий круг предметных знаний. Поступающие ранжировались достаточно убедительно.

Сейчас это пара правил по русскому языку, 3-4 случае постановки ЗП, пара странных заданий на последовательности при чтении и сочинение с нормативно минимальным объемом. Предм. ситуаций выявляемого знания - до 100. Критерии поступления несопоставимы в принципе. Но первые - перестали действовать, а вторые - не в силах что-то выявить, но не препятствуют поступлению в вузы, так как не учитываются, кроме дурацкого количественного критерия "в баллах".А дальше анекдот "Какой врач в медкомиссии главный? Конечно, психиатр: остальные уже не помогут".

Оставьте свой комментарий!

Дорогие пользователи! У нас принято указывать настоящие имена.

(обязательно)